Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их рисских могил.
К. Симонов
Я не стал судить. Не пытался даже анализировать жизненные эпизоды. Я старался максимально непредвзято передать увиденные жизненные ситуации жителей Лельчицкого района. А если кто-то захочет прокомментировать, то будет интересно.
Эпизод 1. Автобус Лельчицы-Минск. Около Лельчиц.
В салон заходит контролер:
- Показываем билеты.
Рядом сидят две девушки. Передают контролеру билеты на проезд.
- Предъявляем студенческие.
Одна из девушек вместо студенческого показывает зачетную книжку.
- Зачетная книжка не дает право на льготный проезд. (Льготы еще не были отменены)
- Но я же по ней ехала в Лельчицы. В Минске смотрели и ничего не сказали. У них (минчан) все прошло.
- Девушка, нельзя. У них прошло, у нас не пройдет. Доплачивайте 15 тысяч.
Парень на соседнем сиденье восклицает:
-У них прошло, у нас не пройдет. Спасибо, земляки!
В салоне стало весело.
Эпизод 2. Автобус Лельчицы-Минск. Симоничи.
На остановке многолюдно. Родители провожают детей в столицу. Увесистые сумки бережно укладываются в багажное отделение автобуса. Дети обучаются в столичных ВУЗах. Когда автобус уже в пути, студенты делятся впечатлением о проведенных выходных. Один студент показывает другому видеозапись на мобильном телефоне. На видео кто-то спускается с заснеженной горы. Он комментирует:
- Было много машин. Около сорока. В на горку (в Симоничи) и с Лельчиц приезжали. Один мужик хотел эту сосну на горке срубить, но кто-то подсказал: «Нельзя. Национальный парк».
Эпизод 3. Автобус Лельчицы-Минск. Около д. Озераны.
Автобус выезжает из нацпарка. Справа в поле видны зубры – символ нашей страны. Их часто можно увидеть на этом месте. В салоне автобуса находятся преимущественно студенты. Я сижу на самом заднем сиденье и наблюдаю любопытную картину – никто не смотрит в поле. Вероятно, принимают зубров за лошадей. Дальше в поле, за «лошадьми», хранит тайну неизвестный обвалованный земляной насыпью треугольник. До сих пор археологи и историки не могут найти ответ, когда, кем и зачем был построен этот треугольник.
http://pics.livejournal.com/vosem500/pic/00072etd
Студенты этого тоже пока не знают. Но они едут постигать науку. Есть надежда…
Эпизод 4. Автобус Минск-Лельчицы.
Настя (имя изменено) учится в БАТУ. Она едет домой в Лельчицы. Без стеснения рассказывает о том, что ходит в солярий. Жалуется на нехватку времени, ведь она еще посещает автошколу и скоро получит водительское удостоверение. Ежегодно ездит в Шотландию и отмечает главное достоинство шотландцев – «не лезут в личную жизнь».
На мой вопрос «Кто твои родители?», категорично отсекает:
- Я же говорю, что у нас все лезут в личную жизнь.
Виноват…
Эпизод 5. д. Краснобережье. 13 февраля.
Владимир (имя изменено) закоренелый холостяк. Навязывает мне разговор. Предлагает мне организовать строительную бригаду из местных и весной поехать в Россию.
- Владимир, ты же в запой уйти можешь.
Тот категоричен:
- Ты что? Когда надо, то я ни грамма не пью. У меня 3-й разряд каменщика.
- А сейчас, где работаешь?
- «Даглядчыком» на ферме. Не жалуюсь. Зарплата 400 рублей. Хватает. Но там (в России) можно больше заработать.
- А зачем тебе деньги? Ты же один живешь.
- Хочу квартиру в городе купить. Буду там жить, когда на пенсию уйду.
У Владимира сегодня бодрое настроение. На прощание он достает из внутреннего кармана литровую пластиковую бутылку, на дне которой плещется белая мутная жидкость, и протягивает мне:
- На. Выпей. У меня сегодня день рождения…
Ровно через две недели после очередной «палучки» Владимир сгорел заживо в своем маленьком доме.
Эпизод 6. д. Краснобережье. Школа.
В учительской на книжной полке за стеклом стоит необычно большая книга «Память. Лельчицкий район». В учительскую заходит Андрей. Андрей работает учителем уже 4 года. Он вырос в этой деревне. Я интересуюсь у него:
-Андрей, ты смотрел эту книгу?
-Честно сказать, мне некогда было даже открыть её. Гора писанины, продленка, а надо еще подготовить класс для концерта.
Эпизод 7. д. Картыничи.
Деревня вымирающая. Я взглядом ищу местного человека, который смог бы подсказать мне как называется урочище по соседству с деревней. Название урочища есть на старой карте. Но карта обрывается на половине названия урочища. Я замечаю пожилую женщину. На ее глазах слезы, но этого я сразу не заметил.
- Скажите, пожалуйста, как называется урочище там, на востоке?
Бабушка долго думает, а потом говорит название. Я сверяю с картой. Все сходится.
- Почему Вы плачете?
- Хозяина схоронила два года назад. Осталась совсем одна.
- А дети есть?
- Есть, но живут в Мозыре. Деревня свое отжила. Если бы на трасе была, так бы еще селилась молодежь.
- Так раньше и моста не было на Уборти, и дороги не было асфальтированной. И людей много было в деревне.
- Все равно в городе лучше. Туда все и едут.
Эпизид 8. д. Долговское.
Дедушка тащит на себе тяжелую деревянную бочку. Останавливается, чтобы отдохнуть.
Я у него спрашиваю:
- В деревне есть кто живой?
- Есть. В д. Лазнище никого уже нет, а у нас еще живут люди.
- И молодежь живет?
- Куда там. Все в города удрали.
- А почему удрали?
- Скажу тебе честно, хлопча. Ладорковатая молодежь сейчас. Работать не хотят. В соседнем Первомайске десяток бобылей сидят без работы. Живут на родительскую пенсию.
- А где же им работать?
Дедушка невозмутим:
- Я бы их на лесоповал загнал. Леса у нас хватает. При союзе с тунеядцами боролись, 15 суток давали, а сейчас волю дали.
Эпизод 9. д. Лисное.
Федор Романович староста деревни. Деревней ее можно называть с натяжкой: всего 15 стариков осталось. Родился он в 1930 году, но еще ездит на велосипеде.
http://pics.livejournal.com/vosem500/pic/00071tf2
Его отца раскулачили. Натерпелся унижений в детстве. Сын кулака как-никак. Осторожен. Рассказывает историю Великой Отечественной. По некоторым эпизодам можно книгу писать. Он хочет высказаться.
Уйдет человек – уйдет эпоха. Не станет деревни.
Эпизод 10. д. Буда-Лельчицкая. 2 августа.
Сегодня в деревне праздник – День ВДВ. Около сельского клуба в беседке около десятка молодых парней. Они готовы отмечать праздник «десантуры». Сегодня проставляются «ВДВэшники». По улице гордо шагает плотного сложения парень. В его руках две банки самогона. Каждая по три литра. Парень подходит к беседке и ставит банки на столик. Он указывает пальцем на другого десантника:
- Одна банка записана на тебя.
Эпизод 11. В деревне Лельчицкого района.
Вадим (имя изменено) работает учителем пару лет. Он родился и вырос в этой деревне. Когда учился в Минске, то подрабатывал – красил ванны. Ждет лета, когда он снова отправится в Минск красить ванны.
Эпизод 12. В деревне Лельчицкого района. 28 сентября. На часах 14.30.
Я направляюсь в деревню, чтобы выяснить местоположение дотов, которые были построены в 1932 году. У меня есть карта, на которой обозначены доты. Три сооружения были построены непосредственно в деревне. Деревня выглядит немноголюдной. Но сегодня день выборов. А на горизонте видно здание, на котором висит флаг страны. Значит там можно уточнить местоположение сооружений.
Я захожу в здание и попадаю в комнату для голосования. В комнате за столом для нескольких человек сидит только одна женщина. По веселому смеху и звону посуды в соседней комнате понимаю, что выборы уже состоялись. Я здесь не очень вовремя. На мой вопрос об исторических сооружениях женщина спешит выпроводить меня на улицу, чтобы показать, где они находятся.
Говорит, показывая пальцем:
- Один дот находится там, на въезде в деревню. А второй находится на другом конце деревни, на холме.
- А где третий дот? – спрашиваю я.
Женщина словно плохой ученик на уроке истории или географии признается:
- Не знаю.
- Вы неместная?
- Да, неместная.
По примерному расположению на карте отправляюсь искать третий дот. На узкой деревенской улице встречаю молодого человека. Тот уверенно указывает пальцем, где находится сооружение. Но говорит:
- Там ничего интересного нет. Дот взорван. Но я знаю, где в лесу находится уцелевший дот. Если дашь пять тысяч, то я тебе его покажу.
Я смотрю, что мой собеседник, на вид симпатичный молодой парень не старше 30-ти лет, совершенно босой. Для 28 сентября достаточно холодновато. Я ему отвечаю:
- Спасибо, но я уже видел тот дот.
- Но ты все равно дай два рубля.
- Извини, у меня нет денег.
- Но ты приехал на машине. В машине всегда должны лежать деньги.
- Ты не понял. У меня лишних нет.
Эпизод 3. Автобус Лельчицы-Минск. Около д. Озераны.
Автобус выезжает из нацпарка. Справа в поле видны зубры – символ нашей страны. Их часто можно увидеть на этом месте. В салоне автобуса находятся преимущественно студенты. Я сижу на самом заднем сиденье и наблюдаю любопытную картину – никто не смотрит в поле. Вероятно, принимают зубров за лошадей. Дальше в поле, за «лошадьми», хранит тайну неизвестный обвалованный земляной насыпью треугольник. До сих пор археологи и историки не могут найти ответ, когда, кем и зачем был построен этот треугольник.
http://pics.livejournal.com/vosem500/pic/00072etd
Студенты этого тоже пока не знают. Но они едут постигать науку. Есть надежда…
Раннесредневековое городище, так называемый "пасад" Турова. Состоит из двух частей. Меньшее - усадьба феодала, большее - поселение ремесленников. Перестало существовать во второй половине 13 в. (возможно после татарского нашествия)
Раскопки-Поболь и Лысенко.
Также работали "чёрные" с МД - находки - наконечники, обломки метал. браслетов, несколько неопоз. денариев (Житковичи).
Местные жители называют - ЗАМОК,ГОРОДОК,СЕПИЩЕ (ср. пожилых)
Находок як "грази", одной только керамики с 5 в. - до 13 вв. вывезли 8 ящиков. К сожалению эти два профессора не оставили в отчётах подробности раскопок, как и в нашем районе. Чёрным остались только остатки роскоши. Схожее городище напротив Юрович, так руководитель там вообще предположил что это и есть Туров.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах